У большинства людей счастье ассоциируется с отношениями и здоровьем. К такому выводу пришли польские ученые (A. Bojanowska, A. M. Zalewska, 2015), которые исследовали влияние индивидуальных представлений о счастье на личное благополучие среди мужчин и женщин в разные периоды жизни.
Ученые исходили из понимания благополучия как структуры из трех компонентов: положительных эмоций, негативных эмоций и удовлетворенности жизнью. Участников попросили перечислить ассоциации со словом «счастье». В результате получился такой рейтинг:
1. Отношения.
Большинство участников соотнесли счастье с отношениями, которые напрямую связаны с ощущением благополучия. Чем крепче социальные связи, тем лучше люди себя чувствуют, потому что отношения играют важную роль во многих жизненных сферах. Люди, связывающие счастье с отношениями, вкладывают в них много времени и сил, что улучшает их качество и приводит к большей удовлетворенности жизнью. При этом связывание счастья с отношениями более распространено среди женщин, чем среди мужчин.
2. Здоровье.
Участники противопоставили плохое самочувствие хорошему и связали здоровье с возможностью свободно испытывать положительные эмоции, типа радости и удовольствия. Как отмечают исследователи, люди на подсознательном уровне верят, что счастье — это состояние физического и душевного благополучия, которое является условием полноценной и неограниченной жизнедеятельности.
3. Работа.
Работа обеспечивает личностный рост и развитие компетентности, и люди, ассоциирующие счастье с работой, как правило, испытывают интенсивные позитивные эмоции и удовлетворены жизнью, поскольку работа для них — это ресурс для самореализации. Но, отмечают исследователи, если работа является единственным источником счастья и не связана с другими элементами благополучия, положительный эффект от нее не будет продолжительным.
4. Материальные предметы.
Многие участники также соотнесли счастье с материальными предметами. Тем не менее для них характерна меньшая удовлетворенность жизнью, чем для участников, связавших счастье с отношениями. В целом, это менее успешная концепция счастья, чем другие.
5. Познание и обучение.
Познание и обучение, связанное с личностным развитием, в основном ассоциируют со счастьем более взрослые люди, поскольку принятие ценностей и длительное духовное развитие требуют определенной степени зрелости и опыта. Исследователи отмечают, что эта категория тесно связана с приобретением таких определенных социальных ролей, как родитель, учитель или наставник.
Конечно, единой формулы счастья не существует, у каждого человека свое представление о том, что сделает его счастливым, при этом в течение жизни оно может меняться. Исследование дает ответ на вопрос, кто больше доволен жизнью, но в итоге мы все же сами делаем свой выбор.